прием
переработка
продажа
лома цветных металлов
и сплавов

Купим дорого:
МЕДЬ - 600 руб/кг
ЛАТУНЬ - 305 руб/кг
АЛЮМИНИЙ(mix) - 97 руб/кг
СВИНЕЦ (кабельный) - 105 руб/кг
АКБ - 65 руб/кг
КАБЕЛЬ(Медный) - 400 руб/кг
КАБЕЛЬ(Алюминивый) - 100 руб/кг
НЕРЖ.СТАЛЬ 10% - 105 руб/кг
ЧЕРМЕТ - 22 руб/кг

Ситуация на российском и мировом рынке металлолома в 2014-2015 гг

Общемировое потребление металлолома составляет около 500 млн. тонн в год. 80% этого объема относится к амортизационному лому цветных и черных металлов – производственным и потребительским отходам. Металлолом не только является важным источником сырья, но и способствует решению важных экологических задач: экономии природных ресурсов и утилизации мусора. По мнению специалистов компании «Метсплав», спрос на лом черных и цветных металлов в нашей стране в обозримом будущем будет продолжать увеличиваться.

Статистика показывает, что ежегодная выплавка стали с использованием металлолома доходит почти до 450 млн. тонн. Это примерно треть от всей производимой в мире стали. А если не рассматривать данные по Китаю (где структура металлопроизводства существенно отличается от других регионов), то показатель будет составлять почти 50%. Российская статистика соответствует общемировой (около 30%).

Существенная потребность в металлоломе имеется во многих экономически развитых и развивающихся государствах. Ежегодный международный торговый оборот оценивается в 100 млн. тонн. Хотя нужно отметить, что в 2014 г. наметилась тенденция к снижению. Самым крупным поставщиком лома черных и цветных металлов в мире являются США. Их доля на рынке составила более 15 млн. тонн (примерно на 15% меньше, чем в предыдущем году). Япония уменьшила экспорт на 10 % – до 7 млн. тонн. Основные импортеры (Китай, Турция, Корея) существенно снизили закупки, следовательно, цены на металлолом немного снизились.

Прием металлолома

Некоторое ухудшение позиций приема и переработки лома черных и цветных металлов на мировом рынке эксперты связывают с повышением уровня конкурентоспособности главного альтернативного материала – железной руды. В последние годы средняя цена металлолома на международной арене превышала цену руды в 3 раза. Себестоимость производства стали в доменных и электрических печах была примерно равной. В 2014 г. руда подешевела почти на 50%, а лом – лишь на 20%. По состоянию на начало 2015 г. лом стал дороже руды почти в 4,5 раза. Это внесло ощутимые изменения в общую картину на рынке. Турецким компаниям и фирмам из стран Юго-Восточной Азии теперь стало выгоднее покупать полуфабрикаты, изготовленные из руды (российского и китайского производства).

Существенный избыток металлолома на рынке привел к дальнейшему падению цен в январе-феврале 2015 г. Например, на некоторые сорта американского лома цветных и черных металлов цены снизились на 100 долларов за тонну по сравнению с декабрьскими показателями. Объяснить это можно падением нефтяных котировок, из-за которого снижается потребление стали (особенно в трубопрокате). Американские компании вынуждены уменьшать объемы выпуска стали и закупки лома черных металлов.

Падение цен привело к тому, что металлолом вновь стал конкурентоспособен на фоне металлических заготовок, выплавленных из железной руды. Для российских участников рынка эти тенденции в целом можно оценить как положительные. Экспорт металлолома из России в прошедшем году составил более 4 млн. тонн (почти на 14% больше, чем в 2013 г.). Наиболее существенный рост отмечен в конце года, после падения курса рубля. Цены доходили до 15 тыс. руб. за тонну.

Ситуация на внутрироссийском рынке достаточно напряженная. По сравнению с показателями предыдущего десятилетия среднегодовые показатели приема металлолома упали на 20% (33 млн. тонн, из которых 28-29 млн. тонн потребляются на территории страны). Доставка металлолома из отдаленных стран в Россию экономически невыгодна, а в непосредственной близости крупные поставщики отсутствуют. Ранее определенную долю рынка обеспечивал Казахстан, но в настоящее время там введены экспортные запреты. Однако потребность в сырье неуклонно растет. За последние 3 года в России были запущены 6 крупных электрометаллургических предприятий (общая годовая мощность более 3,5 млн. тонн стали). С 2014 г. отмечается общий дефицит сырья и металлолома в частности. Объемы выпуска продукции падают.

Рублевые цены на лом черных и цветных металлов по итогам прошлого года выросли на 40%, а в долларах упали примерно на четверть. В начале 2015 г. федеральными министерствами всерьез обсуждалась возможность запрета на вывоз лома в целях снижения цен на сырье для российских компаний. Но представителями отрасли такая перспектива была оценена крайне негативно. Аналогичный пример Казахстана и Украины показывает, что это приводит к уходу компаний с рынка, уменьшению общих сборов. При этом никаких преимуществ металлопроизводители по факту не получают.

Скорее всего, металлолом будет становиться все более дефицитным сырьем. В связи с этим требуется более эффективное использование внутренних ресурсов. Собираемость лома в России не превышает 70% (в США – свыше 90%). Причем, в нашей стране уже практически исчерпаны «легкие» источники вторсырья. Существенного увеличения объемов сбора металлолома в ближайшие месяцы и годы, скорее всего, не будет. Избежать дефицита поможет только эффективная переработка лома цветных и черных металлов. Компания «Метсплав» имеет большой опыт переработки лома цветных металлов.

По мнению ведущих компаний, с 1990-х годов до настоящего времени государство уделяло отрасли очень мало внимания. Механизмы нормативного регулирования далеки от совершенства. В деятельности перерабатывающих фирм регулярно возникает множество «необязательных» проблем по инициативе контролирующих и налоговых органов. В целом, данная сфера сейчас имеет криминальную репутацию с большим количеством «серых» схем, хотя большинство участников рынка готово работать в полном соответствии с законодательством. Но для этого требуется принятие эффективных нормативных актов. Существенную пользу мог бы принести закон, подробно регламентирующий все аспекты взаимодействия лиц, осуществляющих первичный сбор лома, перерабатывающих компаний, потребителей вторсырья, надзорных органов.

Основной резерв для отечественного рынка металлолома – сегмент утилизации транспортных средств. Причем, речь идет не только о частных легковых автомобилях и коммерческих полугрузовиках, но и о крупном грузовом транспорте, сельскохозяйственной и специальной технике (в первую очередь – строительной). Согласно экспертным оценкам полное освоение данного сегмента может ежегодно приносить до 3 млн. тонн вторчермета.

Прием, переработка и продажа лома

Предметный интерес к данной теме возник в 2010 г., с момента запуска программы субсидирования покупки отечественных автомобилей, предполагающей сдачу старых машин. Для автопроизводителей программа имела существенный положительный эффект. Разумеется, утилизация автомобилей не была ее основной целью. Однако стали очевидны перспективы и возможные выгоды подобной деятельности (при соответствующей государственной поддержке). На сегодняшний день в России имеются сотни объектов автотехнической инфраструктуры, позволяющих ежемесячно перерабатывать в общей сложности более 170 тыс. автомобилей ежемесячно с соблюдением всех технологических и природоохранных требований. Но их загрузка не превышает нескольких процентов. В качестве материала для анализа можно привести следующие данные. За IV квартал 2014 г. на утилизацию было направлено более 100 тыс. автомобилей. Из них подверглись реальной утилизации лишь около трети. Остальные, судя по всему, попросту были разобраны на запчасти (общие объемы рынка б/у запчастей исчисляется миллиардами долларов).

Невнимание к этой тематике приводит к множеству проблем: возникновению «серых» схем на рынке бывших в употреблении автозапчастей, недополучению металлургическими предприятиями качественного сырья, ухудшением экологической ситуации (в связи с неконтролируемой разборкой транспортных средств, сливом технических жидкостей и т.п.). Хотя при комплексном подходе к решению подобных вопросов можно обеспечить масштабный централизованный прием черных и цветных металлов, а также прочего вторсырья с соблюдением всех экологических, технологических и юридических норм. Утилизация старых автомобилей сама по себе, конечно, не сможет полностью решить проблемы отечественного рынка металлолома и продажи металла и сплавов. Но положительный эффект от нее был бы очень ощутимым.

Компания «Метсплав» осуществляет продажу и прием металла по самым выгодным ценам.